МБОУ "СОШ №6"
г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Функциональная грамотность

    «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений»

    Леонтьев А.А., лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

    Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

    Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

    Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
    При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

    Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность (ознакомиться с разделом) – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Это способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Нормативные документы, регламентирующие процесс внедрения формирования функциональной грамотности обучающихся

    Нормативно-правовые документы федерального уровня

    1. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (ознакомиться)
    2. Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176_04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (ознакомиться)
    3. Письмо Министерства Просвещения РФ от 26 января 2021 г. № ТВ-94.04 «Об электронном банке тренировочных заданий» (ознакомиться)
    4. Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (ознакомиться)
    5. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (ознакомиться)
    6. Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (ознакомиться)

    Документы и материалы регионального уровня

    1. Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-1188 от 16.06.2022 «О признании образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся» (ознакомиться)
    2. Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» от 22.04.2022 № 217-о «Об информационно и организационно-методическом сопровождении деятельности по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2022 году» (ознакомиться)
    3. Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» от 31.01.2022 № 222 «Об организации внедрения в образовательную деятельность банка заданий для оценки функциональной грамотности» (ознакомиться)
    4. Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 31.01.2022 №43-о «Об организационном и информационно-консультационном сопровождении проведения конкурса «Лучшие педагогические практики системы оценки качества образования образовательной организации» в 2022 году» (ознакомиться)
    5. Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» от 15.11.2021 № 3095 «Об использовании в учебном процессе банка заданий для оценки ествественнонаучной грамотности» (ознакомиться)
    6. Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» от 17.09.2021 № 288-о «Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  от 17.09.2021 № 2544 (ознакомиться)
    7. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (ознакомиться)
    8. План-график методических совещаний по представлению опыта по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся ОО ХМАО - Югры (ознакомиться)
    9. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2022 № 10-П-1857 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022-2023 учебный год» (ознакомиться)

    Документы муниципального уровня

    1. Приказ Департамента образования и молодежной политики администрации г. Нефтеюганска от 14.10.2022 № 740-п «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Нефтеюганска, на 2022-2023 учебный год» (ознакомиться)
    2. Приказом Департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска от 14.10.2022 №740-п «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Нефтеюганска на 2022-2023 учебный год» (ознакомиться)

    Документы школьного уровня

    1. Приказ директора МБОУ «СОШ №6» от 25.10.2022 №565 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ№6» на 2022-2023 учебный год». (ознакомиться)
    2. Материалы по итогам заседаний методических объединений, совещаний (ознакомиться)

    С заданиями на развитие функциональной грамотности можно познакомиться на следующих платформах, сайтах:

    1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Институт стратегии развития образования РАО (ознакомиться)
    2. Федеральный электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Российская электронная школа: РЭШ (ознакомиться)
    3. Открытые задания PISA. Федеральный институт оценки качества образования: ФИОКО. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (ознакомиться)
    4. Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5 – 9 классов. Издательство «Просвещение» (ознакомиться)
    5. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7 – 9 классов). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ознакомиться)
    6. Диагностика читательской грамотности (2 – 3 классы) и критического мышления (4 – 5 классы) на платформе  УЧИ.РУ (ознакомиться)
    7. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности. Образовательные проекты ПАКК: Финансовая грамотность (ознакомиться)

    Информационно – методическое сопровождение для педагогов
    по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

    Электронные ресурсы, банки заданий

    Методические рекомендации для педагогов

    Материалы вебинаров, семинаров, методических совещаний

    Материалы вебинаров ФГАОУ ДПО «Академии Минпросвещения России»

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации. План проведения семинаров на 2022-2023 учебный год, включая тематику, информацию о спикерах и способах подключения, публикуется в разделе «Методические семинары» на странице «Функциональная грамотность».

    АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» еженедельно проводит методические совещания по обмену опытом по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Совещания проводятся в формате видеоконференцсвязи на платформе Zoom, информация по подключению и архивные записи совещаний размещаются в разделе «Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности» во вкладке «Мероприятия».

    МЕРОПРИЯТИЯ

    Прошедшие мероприятия
    Областная олимпиада для школьников по ФГ «#Проверь себя!».

    Областная олимпиада для школьников по ФГ «#Проверь себя!»

    Областная олимпиада для школьников по ФГ «#Проверь себя!». Ознакомиться с информацией подробно можно по ссылке: ТОГИРРО
    01-30 апреля 2023
    III Всероссийская командная олимпиада по ФГ для школьников и их педагогов-наставников.

    III Всероссийская командная олимпиада по ФГ для школьников и их педагогов-наставников

    III Всероссийская командная олимпиада по ФГ для школьников и их педагогов-наставников. Ознакомиться подробнее можно по ссылке: https://olimpiada.prosv.ru/ 
    01 сентября 2022
    31 мая 2023
    Олимпиада по читательской грамотности.
    01 сентября 2022
    31 мая 2023
    Олимпиады по ФГ (критическое мышление, глобальные компетенции, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность).
    01 сентября 2022
    31 мая 2023
    Олимпиада по финансовой грамотности и препринимательству.

    Олимпиада по финансовой грамотности и препринимательству

    Олимпиада по финансовой грамотности и препринимательству. Подробности по ссылке: УЧИ.РУ
    01-31 марта 2023
    Прошедшие мероприятия
    Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству на сайте учи.ру. Участие бесплатное.

    Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству на сайте учи.ру. Участие бесплатное

    https://uchi.ru/

    Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству на сайте учи.ру. Участие бесплатное

    Для учащихся 1-9 классов

    01-31 марта 2022
    "Шаг в будущее - 2022".

    "Шаг в будущее - 2022"

    !!15 призовых мест !! принесли школе учащиеся по результатам проведения городской научно - практической конференции "Шаг в будущее""!

    01 сентября 2022
    19 октября 2022
    День Науки 2022.

    День Науки 2022

    ​Второй год в нашей школе проводится День Науки. 18 февраля, в преддверии школьного этапа научно-практической конференции, учителя школы организовали "погружение"  учащихся в мир  научных исследований.

    18-18 февраля 2022
    УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ - ПРИЗЕРЫ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНКУРСОВ.

    УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ - ПРИЗЕРЫ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНКУРСОВ

    Двое учащихся начальной школы стали призёрами финала Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ им Д.И. Менделеева  - Андреева Василиса, 4А класс (третье  место) и Курзин Юрий, 4 А класс (третье место),  Гизатулина Ирина, 8А,  получила диплом участника финала всероссийского конкурса. Руководителем всех трех работ учащихся является Занина И.Е.

    01-21 февраля 2022
    Школьная научно-практическая конференция.

    Школьная научно-практическая конференция

    8 мкр. зд.28

    Подведены итоги школьной научно-практической конференции. 

    Учащиеся 10А класса представили свои проектно-исследовательские работы 

    01-31 марта 2022

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie